ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ

В современном строительстве железобетонные и бетонные конструкции занимают ведущее место. Особенно быстрыми темпами в нашей стране развивается производство сборных железобетонных конструкций. Выпуск сборных железобетонных изделий составил (млн. м3/год): 1954 г. — около 2, 1965 г. — 56, 1970 г. — 80, 1978 г. — 127.

В 1980 г. намечено довести производство сборных железобетонных конструкций до 144 млн. м3/год. Сейчас трудно найти такое здание или сооружение, при строительстве которого не были бы использованы сборные железобетонные и бетонные конструкции. Такое широкое распространение железобетона в современном строительстве объясняется его положительными техническими свойствами и рядом преимуществ перед другими конструкциями.

Железобетон представляет собой строительный материал, в котором соединены в монолитное целое затвердевший бетон и стальная арматура. В железобетоне сжимающие нагрузки воспринимает бетон, а растягивающие усилия — стальная арматура. Совместная работа бетона и арматуры в железобетонных конструкциях оказалась возможной благодаря прочному сцеплению (склеиванию) бетона и стальной арматуры с очень близкими по значению их коэффициентами линейного расширения, защищенности находящейся в бетоне арматуры от коррозии и непосредственного воздействия огня.

Железобетон как строительный материал обладает высокой прочностью, огнестойкостью, сейсмической стойкостью и долговечностью, так как прочность бетона со временем не только не уменьшается, но в благоприятных условиях увеличивается. Железобетонным конструкциям при изготовлении могут быть приданы любые целесообразные конструктивные и архитектурные формы. Сырьем для основной составляющей железобетона — бетонной массы (до 70—80%) служат местные материалы (песок, гравий или щебень и вода).

Применение сборных железобетонных конструкций в строительстве позволяет поднять производительность труда рабочих, повысить качество и долговечность зданий и сооружений, сократить сроки их возведения и снизить расход стали.

К недостаткам железобетона относят большую массу конструкций, что приводит к увеличению транспортных расходов, повышенную тепло- и звукопроводность и низкую трещиностойкость.

Виды железобетонных конструкций. В зависимости от методов возведения и назначения конструкции бывают трех видов: монолитные, сборные и сборно-монолитные.

Монолитные железобетонные конструкции возводят с выполнением на строительной площадке операций по установке опалубки, монтажу арматурных каркасов и укладке бетонной смеси. После приобретения бетоном достаточной прочности (обычно через 7 сут) опалубку разбирают. Из монолитного железобетона обычно возводят массивные фундаменты и специальные сооружения (плотины, дымовые трубы), а в последние годы — также жилые дома, гостиницы и другие здания.

Сборные железобетонные конструкции изготовляют на заводах железобетонных изделий, а на строительной площадке готовые конструкции монтируют, т. е. устанавливают в проектное положение. Сборный железобетон широко применяют в промышленном, гражданском, сельском, гидротехническом, шахтном, транспортном, энергетическом н других видах строительства.

Сборно-монолитные конструкции — это сочетание сборных конструкций, выполняющих в процессе возведения роль опалубки, и монолитного бетона, укладываемого на месте строительства для придания конструкциям проектных размеров. Применяют обычно при возведении массивных конструкций, изготовление которых полностью на заводах невозможно из-за большой массы.

Разновидностью железобетонных являются армоцементные конструкции, представляющие собой тонкостенные конструкции из мелкозернистого бетона, армированные по всей толщине сетками из тонкой стальной проволоки.

Одним из основных недостатков железобетонных конструкций является их низкая трещиностойкость. Трещины снижают водонепроницаемость, коррозионную стойкость бетона, а при проникании влаги к стальной арматуре и прочность железобетонных конструкций. С целью устранения этого недостатка железобетона применяют так называемое предварительное напряжение конструкций. Предварительное сжатие бетона осуществляют путем натяжения арматуры в незагруженной конструкции. При этом растянутая арматурная сталь стремится сократиться до первоначальной длины и усилия от нее передаются на бетон, как бы сжимая его. В этом случае конструкция способна выдержать повышенную нагрузку, и для ее разрушения потребуется двойное усилие: для снятия предварительного напряжения и затем для образования трещин. Предварительное напряжение железобетонных конструкций с применением высокопрочной арматурной стали и бетона высоких марок позволяет значительно сократить их сечение, уменьшить массу, повысить трещиностойкость и долговечность.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ
скачать шаблоны для dle 10.3Финансовый портал как заработать на forex